Значение мантры Ом Мани Падме Хум



om mani padme hum
Мантра Ом Мани Падме Хум, состоящая из 6 слогов, самая популярная во всех буддийских странах. Обычно ее произносят, перебирая четки (малу). Иногда, ее могут произносить «Ом мани пеме хунг». Смысл мантры примерно такой: «Ом, ты сокровище на лотосе», что вполне соответствует реальному значению на языке санскрит входящих в нее слов: мани — драгоценность, жемчужина; падма — цветок лотоса.  
Большинство рядовых буддистов воспринимает эту мантру как обычную повседневную молитву. Ламы и люди серьезно практикующие Буддизм, особенно последователи ваджраяны, вкладывают в нее более глубокий сакральный смысл. Считается, что манта Ом Мани Падме Хум адресована не любому буддийскому божеству, а только Бодхисаттве Авалокитешваре, персонификации сострадания ко всем живым существам без исключения. Каждый из шести слогов ассоциируется с одним из 6 миров, из которых состоит обитаемая Вселенная: миром богов, миром полубогов асуров, миром людей, миром животных, миром вечно голодных духов прета и миром ада.

Мантры – это звуковое проявление, исходящее из пустоты. Они – подлинное звучание пустоты. С точки зрения абсолютной истины и самой пустоты, у мантры нет какого-либо существования. Нет ни звука, ни мантры. Звуки и мантры, как и все прочие разновидности проявления, принадлежат области относительного, которая возникает из пустоты. В области относительного, звуки, хотя и лишенные собственной сути, обладают силой обозначать, называть и воздействовать на ум. Когда, к примеру, кто-нибудь говорит нам: «Ты замечательный человек,» – или же, – «ты неприятен,» – слова «замечательный» или «неприятный» – не «вещи». Они – только звуки, которые сами не являются ни «замечательным» ни «неприятным», а просто вызывают мысли, отвечающие «замечательному» и «неприятному», и так производят эффект на ум. Так же и мантра, на относительном уровне, наделена непогрешимой силой воздействия.

Мантры очень часто суть просто имена будд, бодхисаттв или божеств. Например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ – один из вариантов имени Ченрезига. С абсолютной точки зрения, у Ченрезига нет имени, но его обозначают именами в области относительного или предварительного смысла. Эти имена являются вектором его сострадания, доброты и силы пожеланий, которые он делает на благо существ. Таким образом повторение его имени передает эти качества ума Ченрезига. В этом состоит объяснение благотворной силы егомантры, являющейся также и его именем.
Как мы сами отождествляем себя с собственным именем и становимся с ним одним, точно так же, на относительном уровне, мантра– тождественна божеству. Они составляют единую реальность. Когда повторяют мантру, она – ничто иное, как само божество. Повторяя мантру, обращаются к милости божества; визуализируя божество, обращаются за той же благосклонностью божества, без какой-либо разницы.
У мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ иногда встречаются весьма загадочные или фантастические переводы. Как мы только что сказали, это – просто одно из имен Ченрезига, помещенное между священными традиционными слогами, ОМ и ХУНГ.
§             ОМ символизирует тело всех будд; этот слог – так же начало всех мантр;
§             МАНИ значит на санскрите «драгоценность»;
§             ПАДМЕ, санскритское произношение, или ПЕМЕ в тибетском произношении, значит «лотос»;
§              ХУНГ символизирует ум всех будд и часто им заканчиваются мантры.

МАНИ подразумевает драгоценность, которую Ченрезиг держит в двух центральных руках, а ПАДМЕ – лотос, который он держит во второй левой руке. Произнося МАНИ ПАДМЕ  мы называем Ченрезига по его атрибутам: «Тот, кто держит драгоценность и лотос.» «Ченрезиг» или «Драгоценность-Лотос» – два имени одного и того же божества.
Когда мы читаем мантру, мы по сути непрерывно повторяем имя Ченрезига. Само по себе это упражнение может выглядеть странным. Предположим, что есть человек по имени Сёнам Церин, и мы беспрестанно повторяем его имя на манер мантры: Сёнам Церин, Сёнам Церин, Сёнам Церин и так далее. Это покажется весьма странным и без сомнения бесполезным. Если, с другой стороны, чтение мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ и имеет значение, то потому, что данная мантра насыщена милостью и силой ума Ченрезига, который сам воплощает в себе милость и сострадание всех будд и бодхисаттв. С этой точки зрения, мантра наделена способностью очищать наш ум от завес, покрывающих его. Мантра открывает ум любви и состраданию и ведет его к пробуждению.
Раз божество и мантра – по сути одно, это значит, что можно декламировать мантру не обязательно делая при этом визуализацию. Проговаривание, тем не менее, сохраняет свою эффективность.
Подлинные свойствам каждого из шести слогов мантры можно привести в соответствие многие качества.
Сперва, давайте рассмотрим то, что каждый слог дает нам возможность закрыть дверь мучительного перерождения в том или ином из шести миров, составляющих циклическое существование:
om mani padme hum
§      ОМ закрывает дверь перерождения в мире богов (дэвав),
§        МА – дверь к миру полубогов (асуров),
§       НИ – дверь в человеческий мир,
§        ПАД – дверь мира животных,
§        МЕ – дверь мира голодных духов (прет),
§        ХУНГ – дверь миров ада.



Каждый слог далее, принято считать, обладает действительным очищающим эффектом:
om mani padme hum
§           ОМ очищает завесы тела,
§           МА очищает завесы речи,
§           НИ очищает завесы ума,
§          ПАД очищает завесы тревожащих эмоций,
§           МЕ очищает завесы скрытого обусловливания,
§            ХУНГ очищает завесы, заслоняющие знание.

Каждый слог — сам по себе молитва:
om mani padme hum
§        ОМ – молитва, адресованная к телу будд,
§         МА – молитва, адресованная к речи будд,
§         НИ – молитва, адресованная к уму будд,
§          ПАД – молитва, адресованная к качествам будд,
§           МЕ – молитва, адресованная к активности будд,
§           ХУНГ – собирает вместе милость тела, речи, ума, качеств и активности будд.

om mani padme humШесть слогов соответствуют шестипарамитам – шести запредельным совершенствам:
§          ОМ соответствует щедрости,
§          МА – этике,
§          НИ – терпению,
§           ПАД – усердию,
§           МЕ – концентрации,
§           ХУНГ – мудрости.

om mani padme humШесть слогов также связаны с шестью буддами, возглавляющими шесть семейств будд:
§             ОМ соответствует Ратнасамбхаве,
§            МА – Амогхасиддхи,
§             НИ – Ваджрадхаре,
§             ПАД – Вайрочане,
§            МЕ – Амитабхе,
§             ХУНГ – Акшобхье.

om mani padme hum
Наконец, их связывают с шестью мудростями:
§            ОМ = мудрость равностности,
§            МА = мудрость активности,
§           НИ = мудрость рожденная из самой себя,
§           ПАД = мудрость дхармадхату,
§            МЕ = различающая мудрость,
§             ХУНГ = мудрость подобная зеркалу.

В Тибете,каждый повторяет мантру Ченрезига. Ее популярность и простота, вовсе не убавляют ее величия, но скорее придают ей еще большую ценность. Это выражено забавной поговоркой:
В начале, не страдаешь от незнания ее,
В середине, не гордишься знанием ее,
В конце, не боишься забыть ее.

Ом Мани
Незнание логики, медицины, астрологии и прочих наук – мучительно, поскольку необходимо потратить большое количество энергии и усилий и значительно попотеть, чтобы выучить их. Достаточно, однако, нескольких секунд, чтобы выучить мантру Ченрезига. Так что не приходится сталкиваться со страданием переходя от незнания к знанию ее. Вот почему: «В начале, не страдаешь от незнания ее.»
Потратив многие годы на приобретение знания сложной науки и получив славу и общественное положение, рискуешь завязнуть в самодовольстве и поверить в свое превосходство над другими. Простота мантры Ченрезига гарантирует от этой опасности. Потому: «В середине, не гордишься знанием ее.»
Последнее, если мы не поддерживать знание, накопленное в медицине, астрологии или других науках, его можно мало помалу лишиться. Но невозможно не помнить шесть слогов мантры: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ. А значит: «В конце, не боишься забыть ее.»
Использованы работы Таши Мэннокса - www.tashimannox.com 

Популярные сообщения из этого блога

Как правильно произносить мантру ОМ

Мантра ОМ А ХУМ

Мантра ХУМ