Мантра Ваджапани
Среди бодхисаттв особое место
занимает Ваджрапани –
гневный бодхисаттва, олицетворение силы, устраняющей препятствия на пути к
Просветлению. Его имя означает “Рука, держащая ваджру”. В отличие от прочих
бодхисаттв он изображается в пропорциях дхармапалы, он без нимба, за его спиной
бушует пламя. Он синетелый, его атрибуты – ваджра в правой руке, поднятой в
тараджни-мудре – мудре угрозы (в индуизме это мудра Шивы), в левой (также в
тараджни-мудре) – крюк и петля для ловли душ грешников. Ваджрапани –
единственный из гневных божеств, у кого в короне не черепа, символизирующие
грехи, а лепестки, символизирующие дхьяни-будд. На его бедрах тигриная шкура
(также шиваистский атрибут, связанный с йогической практикой). Изображение
Ваджрапани в милостивой форме встречается крайне редко.
Образ Ваджрапани корнями уходит в
глубокую древность: дух-оборотень ведических времен и ипостась громовержца
Индры, он в раннем буддизме становится легендарным учеником Шакьямуни,
бодхисаттвой в махаяне, а в ваджраяне он, оставаясь бодхисаттвой, стал и идамом
Гухъяпати Ваджрадхарой, персонификацией одноименной тантры. Ваджрапани также
называют тысячным буддой из тех, которые явятся в мир в течение нынешнего
мирового периода. Воплощением Ваджрапани был царь Шамбалы Сучандра, которому
Будда преподал учение Калачакры.
В “Ваджравидарана-нама-дхарани”
говорится, что стражи четырех сторон света обратились к Будде со словами о том,
что зло в мире одолевает добро, и Просветленный попросил Ваджрапани придумать
средство для защиты чистых духом. Тогда бодхисаттва и принял свою гневную
форму.
Вместе с Авалокитешварой и Манджушри
он образует основную триаду ламаизма – Милосердие, Мудрость и Сила. Ваджрапани
также считается гневной ипостасью Манджушри.
В народных верованиях Ваджрапани
заменяет собою громовержца (поскольку ваджра – это молния), он владыка дождей и
покровитель змей-нагов, которые были в числе учеников Будды, и именно им
Просветленный преподал многие учения, которые еще рано было открывать людям.
Мантра Ваджрапани – ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ
Если человек подвержн страху, если он
быстро теряет силы, то ламы советуют ему медитировать на Ваджрапани, каждое
утро читая его мантру 108 раз. При этом следует визуализировать бодхисаттву и
представлять, что из его сердца исходят синий свет и нектар, которые наполняют
все тело медитирующего; эти свет и нектар вымывают из тела все страхи, все болезни
и все дурное. Все это выходит из человека в виде гноя и грязи. Затем, продолжая
читать мантру, необходимо представить, что из сердца Ваджрапани исходят желтый
свет с нектаром, которые наполняют тело человека, благословляя его.